Институт внутренних аудиторов

RSS
Контроль в организации конкурсов на ремстрой и др., Вопросы и ответы
 
Уважаемые коллеги, как у вас проводятся конкурсы на ремонтно-строительные и др. работы?<br><br>1. Как сделать Положение о конкурсах понятным в т.ч. для тех кто "с бронепоезда", простым для исполнения и без перегибов?<br>2. Как сделать так, чтобы не проводить потом значительую часть времени на заседаниях и совещаниях решая вопросы по изменениям условий, увеличению цен по крупным долгосрочным стройкам?<br>3. Как проводить конкурс в условиях неопределенности? Например, проект будет готов только через 3 мес., а строить надо "вчера".
 
1. Сотрудникам ответственным за заключение контрактов на ремстрой платить зарплату в 1 МРОТ<br>2. Сотрудникам, ответственным за ремстрой платить определенный процент от положительной разницы между среднерыночной стоимостю работ (оцененной независимым экспертом) и стоимостью заключенных контрактов<br>3. Сотрудникам, ответственным за ремстрой платить определенный процент от контрактной стоимости в случае выполнения подрядчиком работ точно в срок и нужного качества.<br>И не нужно никаких конкурсов и положений о них<br>  <br>когда строить надо "вчера" а проект будет через 3 месяца надо подождать 3 месяца  
 
ППКС - здесь както неуместным мне кажется    
Fly on - little wing
 
Мое мнение, что проводить конкурсы на СМР,  особенно, на крупные лоты, без утвержденного ТЭО - проекта, в том числе сводного сметного расчета это путь в никуда.<br>Сейчас проводят конкурсы на СМР с так называемой поушальной ценой, так вот, если нет утв. ТЭО-проекта, в ходе работ постоянно вылазят работы, которые не были в учтены в конкурсной документации и подрядчки просит доплатить.<br>А еще желательно, чтоб при подготовки конкурсной документации участвовал проектировщик.<br> <br>Регламентирующие документы по проведению конкурсов, не могут быть простыми по определению, особенно, если это касается открытых конкурсов, т.к. вопрос регламетируется ГК, если, какой-то косяк с конкурсом могут затаскать по судам   <br><br>Ну и в качестве итога, проблемы у все одни, когда стройки дорожают на 30% год из-за увеличения стоимости бетона и железа. Подрядчики косячат, сроки летят и проч.  Управления рисками СМР очень увлекательная вещь   <br><br>С уважением,<br>Hydro<br>
 
Уважаемые коллеги!<br><br>К сожалению, термины "понятно" и "не понятно" имеет смысл рассматривать только в контексте понимания (не понимания) конкретного предмета конкретным человеком. Более того, как совершенно верно заметил г-н HIDRO,<br>[/quote]<br><br>Здесь проблема лежит глубже, чем может показаться на первый взгляд. "Положение о проведение тендеров" - это документ "верхнего" уровня, со всеми вытекающими из этого обстоятельства квалификациями. Если у Вас есть желание и возможность общаться с пассажирами бронепоезда, рекомендую Вам дополнительно создать документ "нижнего" уровня - Технологическую Инструкцию индивидуального характера для каждой должности в рамках обозначенного выше функционала. В этом документе в простых и незамысловатых выражениях, с использованием пиктограмм, рисунков и пр. Вы можете довести информацию более наглядно. В завершении работы не забудьте убедиться в релевантности документов "верхнего" и "нижнего" уровней. Затем можно устроить ненавязчивую презентацию.<br><br>Рекомендую при составлении "Положения ..." обратить внимание на следующие моменты. Буду признателен, если кто-нибудь обратит внимание на пропущенные, но существенные:<br><br>* Необходимо чётко обозначить обстоятельства, при возникновении которых необходимо проводить тендер. Необходимо чётко формализовать каждое такое обстоятельство в виде цифр, либо прозрачных логических суждений. Каждый должен чётко понимать и это должно быть записано в бумагу - при каких обстоятельствах тендер проводится, а при каких - нет.<br><br>* Необходимо прописать закрытый перечень требований к Компаниям - участникам тендера и, как следствие, указать информацию в документарном и электронном виде, которую требуется получить от Компаний. Каждый должен понимать, можно ли принимать к рассмотрению заявку от той или иной Компании и что они должны представить. Здесь требуется также назначить ответственных за проверку указанных требований.<br><br>* Отдельно и подробно прописать требования к Коммерческому Предложению.<br><br>* При проведении открытого тендера есть пара "скользких мест". Например, далеко не все Компании, потенциально желающие участвовать в тендере, могут быть непосредственно, напрямую проинформированы о старте тендера. Скорее всего, будет иметь место опосредованное информирование - Вы можете разместить информацию в установленных СМИ, на сайте и т.п. При этом Компании должны сами позаботиться о розыске такой информации. В этой связи тем более целесообразно контролировать функционал прямой рассылки на предмет полноты охвата корреспондентов. Вы должны также убедиться в сохранности и недоступности полученных предварительных предложений, отсутствии их неправомочных корректировок и т.п. Для этой цели может подойти отдельный корпоративный почтовый ящик с возможностью отслеживания всех предпринимаемых действий. Одним из самых неприятных является факт "слива" накопленной под "занавес" информации тому участнику тендера, с которым заключено "неблаговидное" соглашение. Таким образом тот может принять взвешенное решение и "выкатить" заведомо более подготовленное предложение. <br><br>* При проведении закрытого тендера ситуация проще и контроли очевиднее. Но тем не менее, на них также стоит обратить внимание.<br><br>* Рассматривать предложения "в первом приближении" рекомендуется тендерному Комитету. В идеале туда должно войти следующие персонажи: <br>- тот, кто понимает в специфической предметной области;<br>- тот, кто понимает в существенных условиях договора;<br>- тот, кто ориентируется на рынке; <br>- тот, кто понимает во внутреннем контроле и рисках; <br>- тот, кто принимает решение. <br>При этом первые четыре не находятся в подчинении у последнего. Заседание тендерного Комитета протоколируется в обязательном порядке. очень желательно, если Вам удасться тем или иным способом формализовать логическую цепочку принятия решения, опираясь на стандартные репера представленной информации. Это сэкономит время и нервы. После "первого круга" работу с отобранными претендентами можно организовать аналогичным образом, с учётом того, что "второй круг", как правило, представляет собой уже закрытый тендер из отобранных претендентов.<br><br>* Давать или нет обратную связь ВСЕМ участникам тендера? В каком виде и какую информацию? Вопрос не праздный, есть несколько точек зрения. Я выступаю за то, чтобы перед началом проведения тендера, например, в тендерном предложении, оговорить эти моменты заранее. Сделать это так сказать "на берегу", чтобы потом не иметь "бледного вида" перед партнёрами по бизнесу.<br><br>* Соответствие условий тендера условиям заключённого Договора. Это очевидно, но неграмотно заключенный Договор (или Ценовое соглашение) могут свести на нет весь Ваш труд по проведению тендера. Здесь требуется твёрдо стоять на "отвоёванных" позициях и контролировать полное соблюдение условий, достигнутых в результате проведения тендера. И если здесь у Вас проблемы, то они лежат в первую очередь в плоскости отсутствия у Вас (!) внутреннего контроля и низкой квалификации Вашего (!) персонала. Контрагент здесь не при чём. Мы естественно не рассматриваем ситуацию, когда он банально отказывается выполнять договорные условия, так как тут требуется обычная претензионная работа. Но в том, что и как прописать в договоре - заключается Ваша воля и Ваша мудрость.<br><br>* Что до тендеров в условиях неопределенности, то всё что можно посоветовать - избегайте таких тендеров. Ситуация, когда строить надо "вчера" а проект строительства будет готов "через год" не лучше, скажем, той, когда Ваш ребёнок должен родиться ещё до зачатия. Сомнительно, не правда ли? Но истина всегда конкретна, поэтому каждый случай достоин того, чтобы размышлять о нём отдельно.<br><br>* Проведение тендеров и заключение контрактов не всегда является основным и единственным функционалом конкретных работников, поэтому вряд ли можно понимать предложение про премиальную оплату их труда как универсальное. К тому же при отсутствии надлежащего внутреннего контроля над тендерами, мы получим ситуацию, когда они будут искренне интересоваться, зачем им вообще платят заработную плату.
 
В дополнение.  <br>Есть вопрос с определением объективных кретериев отбора победителя конкурса по СМР. Наименьшея цена здесь не показатель, т.к. бывали прецеденты когда по средине стройки подрядчик останавливал работы и требовал пересмотра стоимости работ, а у Вас сроки, планы и т.п. а новый тендер это полгода минимум    
 
К вопросу об объективности критериев.<br><br>Этот вопрос можно проанализировать с двух точек зрения, с одной стороны - это характеристика целевого рынка, где мы хотим получить товар либо услугу, с другой стороны - это наши ожидания от получения такового товара либо услуи.<br><br>Очевидно, на монополистическом рынке работать таким инструментом как тендер весьма затруднительно. Если Вы хотите получить более дешёвую энергию или газ, Вам проще самим добывать ресурсы. Но это, так сказать, крайности. Гораздо чаще встречаются монополистические олигополии, повязанные круговой порукой. Тендер в этом случае проходит со скрипами и иногда превращается в настоящую профанацию. И тут уже не до проблемы выбора.<br><br>Наши ожидания можно охарактеризовать в виде некоторой целевой функции с ограниченным набором параметров: (цена, качество, условия поставки, условия оплаты и т.д. и т.п.). Затем, принимая во внимание вышеуказанное состояние рынка можно присвоить каждому параметру определнный вес в %, таким образом, чтобы общая сумма весов стала равной 100%. Затем всех кандидатов пропускать через этот фильтр, проставляя каждому критерию определнные баллы: например, 1- ниже ожидаемого, 2- ожидаемое, 3- выше ожидаемого, 4- значительно выше ожидаемого. Наконец, подставив веса и баллы в функцию, поучим конкретное значение для соответствующего претендента. Тот претендент, у которого значение выше будет победителем.<br><br>Я отдаю отчёт, что подобная методика имеет запах кустарной поделки и даёт лишь известное приближение к действительности, но это тем не менее лучше, чем субъективные "реплики с мест".<br><br>К вопросу о подрядчиках.<br><br>Если подрядчик имеет право по Договору (!) в середине проекта остановить работу и потребовать пересмотра цен, Вас остаётся только поздравить таким Договором. Если он такового права не имеет, то, как правило в Договоре прописана норма, которая позволяет подрядчику в одностороннем порядке расторгнуть отношения, при этом выплатив известную неустойку. Размер таковой неустойки как ожидается, сможет скрасить вероятность "аврального" и дорогого поиска другого подрядчика и возможную переплату по новому ценнику. Если же подрядчик не захочет расторгать Договор и решит вести осаду вашего бизнеса своим бездействием, то он нарывается на другую норму <br>Договора, где прописаны сроки и неустойка за срыв сроков. Успехов!